|
Пинакотека Брера
Брера, подобно берлинской Картинной галерее, берет не числом. Всего в Пинакотеке насчитывается немногим более 400 произведений, начиная с фресок неизвестного ломбардца, расписавшего где-то около 1370 года капеллу Моккироло, и заканчивая авангардистами XX века.
И за исключением авангардистов, которым надо все-таки еще пообвисеться среди классиков, обождать еще лет двести, прежде чем с ними (авангардистами) станет все попятно, коллекция Бреры, состоящая главным образом из всего, что не Флоренция, - безусловно, высочайшего уровня. Собрание североитальянской живописи бесподобно, венецианцы лучше есть разве только в Венеции, - ну и ломбардская школа, само собой. Ломбардцы могут показаться скучноватыми, но вот Беллини - и такой, и сякой, и под конец жизни - лучший («Мадонна с младенцем», 1510). Жемчужина из жемчужин - Кватроченто, в частности, две жесточайшие картины вообще далеко не мягкой эпохи: «Христос у колонны» Браманте - великого архитектора, проявившегося тут как очень необычный живописец, и «Мертвый Христос» Андреа Мантеньи из падуанской церкви Святой Юстины. Полное отсутствие каких-либо эмоций и при том - непередаваемая выразительность. Поздний Мантенья (а рядом есть и ранний, и средний) в горчайшей сцене из возможного репертуара - престарелый мизантроп, уже не сдерживаемый никакими высокими идеалами: «Мертвый Христос» - это лежащее тело и ничего больше. По контрасту, обычно бьющий в нос Караваджо в Брере на диво спокоен, его «Христос в Эммаусе» ни сладок ни горек, что Караваджо в целом не свойственно. В одном зале с Браманте - Рафаэль и Пьеро делла Франческа: это примерно посередине экскурсии, это кульминация, здесь можно перевести дух - и затаить дыхание перед «Мадонной с: младенцем и святыми» Пьеро и «Обручением Марии» Рафаэля. В учебниках «Обручение Марии» обычно обозначает границу двух эпох: есть в картине и наивность стиля xiv века, и величие Высокого Возрождения; Рафаэль наивно перелицовывает «Вручение ключей апостолу Петру» своего учителя Перуджино из Сикстинской капеллы, но в результате ученик величественней учителя во сто крат.
|
|