|
Церковь и власть
Отношение церкви и власти достаточно интересная тема: от любви до ненависти, как известно, один шаг. Первым ресурс христианской церкви оценил император Константин: Миланский эдикт (313 г.) уравнял христианство с традиционными культами. Крещение императора сопровождалось красивой легендой о кресте в облаках. Однако на самом деле принятие Константином христианства имело более земные причины, прежде всего, политические: среди войска было много христиан - нужно было заручиться их верностью и поддержкой. Мать императора Елена была также христианкой. К концу IV в. сложился устойчивый тандем империя - церковь. Римская империя была не только сильнейшим государством того времени,но и олицетворяла универсальную идею вселенской власти. Даже варварские королевства на территории бывшей Западной Римской империи признавали верховную власть Константинополя.
Долгое время в христианской церкви задавали тон восточные патриархи: константинопольский, иерусалимский, антиохийский, александрийский. Постепенно римские папы становились все более самостоятельной силой - в конце концов именно они держат ключиотрая.,. К тому же басилевсы больше занимались специфическими восточными проблемами: сдерживали экспансию ислама и распространение ересей, воевали с турками-сельджуками и пр. Но Рим был слаб в политическом и военном отношении. Выход вскоре был найден: возник союз франкских королей и пап. Папы духовно поддерживали королей, а те, в свою очередь, опекали Рим (защищали от лангобардов, сарацин, византийцев). В 800 г. король франков Карл Великий стал императором возрожденной Римской империи. Басилевсы по возмущались, но в итоге согласились. Таким образом был нарушен принцип существования единой Империи
В состав империи Карла Великого вошли Северная (Карл захватил королевство лангобардов) и Центральная Италия. Союз Карла и римских пап олицетворял мощь Европы и был противовесом политике Константинополя. Потом этот союз распался, но юридически империю никто не упразднял.. Все изменилось в 919 г., когда в Германии утвердилась новая саксонская династия. Первый император династии Отгон 1 урегулировал внутригерманские проблемы, после чего решил захватить Италию. Во-первых, богатая страна была привлекательна как «на-логооблагаемая» база; во-вторых, подчинение римского папы давало возможность управлять немецкими епископами, которые обладали громадной властью. В-третьих, север Италии юридически входил в империю (итальянцы, правда, об этом успели забыть).
Сначала была захвачена Ломбардия, а в 962 г. - Рим (поводом для похода на Рим стал призыв папы). Восстановилась империя Карла Великого (в меньшем объеме), Отгона короновал папа.
Этот поход на Рим был первым в череде «итальянских походов», которые стали навязчивой идеей немецких императоров и ужасом для итальянских городов.Родилась следующая теория: император и папа равноправны, оба стояг во главе Священной Римской империи. Папа не имел реальной власти в своих владениях (в Риме заправляли бароны); императоры, занимаясь беспокойной Италией, запустили дела в Германии. Идея единой христианской империи не реализовалась...
|
|