|
Ариане
Принятый догмат Троицы стал обязательным для последователей «магистрального» христианского течения (они в данной книге во избежание путаницы именуются кафоликами; после разделения Церкви они разделились, соответственно, на католиков и православных). Несогласных с никейским символом веры отлучили от церкви... Но несогласных было много. Приверженцы божественной природы Христа стали называться монофизитами (современная коптская, эфиопская, армянская церкви). В 4-6 вв. Ариане были достаточно многочисленны. Основатель течения - священник Арий из Александрии (ум, в 336 г.). Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о едино сущности Бога-Отца и Бога-Сына (Христа). Таким образом, по учению Ария, Христос как творение Бога-Отца существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь Вселенскими соборами (325, 381гг.).
Греческие слова «единосущный» (версия кафоликов) и «подобосущный» (версия ариан) различаются одной буквой. Из-за нее пролились реки крови - дорогая буква.
Вторая интрига - отношение церкви и власти. Римские папы становились самостоятельной силой в Европе, императоры восточной римской империи - басилевсы - занимались больше азиатскими проблемами. С другой стороны, «связи» во власти всегда ценились, так что до поры до времени ссоры пап и басилевсов были вполне семейными.
В конце VII в. папа Сергий (вступил в спор с константинопольским патриархом о канонах, подоплекой была идея независимости римских пап от басилевсов. Весьма своевременно нашелся любопытный документ - так называемый «Константинов дар». Достаточно спорный документ, в котором утверждалось, что, перенося столицу на восток, Константин передал власть и собственность римским епископам (папам)
.Иконоборчество 8-9 вв. окончательно развело западную и восточную церкви. Имелись сугубо канонические расхождения: уже упоминавшееся выше п'Иорие (и от сына), иерархическое подчинение римскому папе - наместнику Бога на земле, догмат о чистилище, а также расхождения обрядовые: причастие кислым хлебом у православных, пресным у католиков, язык служб - латынь у католиков; греческий, затем церковнославянский - у православных, облачение духовенства. Перед расколом папство перешло «под крышу» новой империи - возрожденной западно-римской империи Карла Великого. Окончательно раскол оформился в 1054 г. Преодолеть его пока не удалось.
Папство участвовало в 4-м крестовом походе, направленном против Византии (1202-1204). После похода в Рим хлынул поток христианских реликвий (в каждой римской церкви есть кусочек креста, или цепи мучеников, или иголка с тернового венца Христа, или еще что-нибудь в этом роде), это подняло авторитет папства. Заодно увеличился поток паломников, что приносило Риму дополнительный доход.
Предпринимались попытки примирения. Так возникли, например, униатские церкви - попытка найти компромисс католиков с православными. Участники Феррарско-Флорентийского собора (1438), на котором присутствовали басилевс, константинопольский патриарх, московский митрополит Исидор, обсуждали новый вариант церкви, которая поддерживала и догмат о чистилище, и филиокве, и главенство папы, и греческий язык богослужения, и причастие по греческому обряду. Однако по возвращении в Москву митрополит Исидор был репрессирован. А униатские церкви прижились лишь на западе Украины и Белоруссии.
В сущности церкви до сих пор разделяют, скорее, сложившиеся традиции, чем непреодолимые противоречия. Как писал Соловьев: «Перегородки, разделяющие людей, не доходят до Бога»...
|
|