|
Микеланджело в Риме
Для Микеланджело Буонаротти «среди всех других городов достойнейшим отечеством» всегда была Флоренция. Но именно в Риме творчество гениального мастера оставило неизгладимые следы. Впервые вступив в Вечный город в возрасте 21 года (1496 г.), Микеланджело впоследствии неоднократно оставлял его, ссорясь с заказчиками, приезжал опять, вновь покидал Рим и вновь возвращался. И каждый период его пребывания в этом городе был чрезвычайно плодотворен, почти каждое появление в Риме отмечалось созданием шедевра, способного обессмертить имя своего создателя в веках. Первым из них стала «Оплакивание Христа» — та, что находится теперь в соборе Св. Петра. Ваятель придал своему творению безупречную форму. Любопытно, что «Пьета» осталась единственным произведением, на котором Микеланджело поставил свое имя (на перевязи, опоясывающей грудь Мадонны) — после необходимость в этом отпала, его резец определяли безошибочно.
В 1505 г. папа Юлий II приглашает скульптора для создания папской гробницы. Монументальный мавзолей должны были украшать, по меньшей мере, 40 фигур. Вскоре после начала работы, повздорив с заказчиком, Микеланджело самовольно покинул Рим. Впоследствии Буонаротти выполнил 14 фигур, и еще 8 остались в набросках.
Вернувшись в Рим в 1508 г., после примирения с папой, гениальный скульптор получил от него новый заказ... на роспись Сикстинской капеллы. Совершенство исполнения заказа, грандиозного и по масштабу (свыше 600м2), и по содержанию (от первых актов творения до трагедий всего рода человеческого) тем более поражает, что мастер почти не имел опыта фресковой живописи и выполнил всю работу собственноручно за 26 месяцев. Сикстинский плафон стал воплощением Высокого Возрождения - его гармонического начала, постепенно перерастающего в конфронтацию, и идеальных человеческих типов наряду с яркими характерами, рожденных кризисными ситуациями. Никакое словесное описание и никакая фотография не передадут впечатление об этом «созвездии» шедевров - его надо увидеть над своей головой самому, тем более что посещением Сикстинской капеллы заканчиваются все экскурсии по Ватиканским музеям.
В 1533 г. Микеланджело получил заказ от папы Павла III Фарнезе на создание фрески на тему «Страшного суда». Художник перебрался в Рим, и уже насовсем. Микеланджело выполнил роспись в виде единой композиции, что дало повод современникам сравнить живописное творение на тему судьбы рода человеческого с рассуждением другого флорентийца, Данте Алигьери, на эту же тему в «Божественной комедии». Буонаротти называли преемником великого поэта, и эта похвала весьма льстила самолюбию художника.
|
|