|
Амброзианская пинакотека
Соперничать с Врерой может только Амброзиана. Основанная племянником святого Карла Борромеи, кардиналом Федерико Борромеи, Библиотека Амброзиана вместе с манускриптами и инкунабулами получила в 1618 году от кардинала первые 250 полотен: оригиналы и некоторое количество копий. В числе последних есть чрезвычайно ценный экземпляр - копил «Тайной вечери» Леонардо из трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие, выполненная Веспино задолго до того, как наполеоновские солдаты устроили в монастырской трапезной конюшню, и, стало быть, приближающая первоначальный облик этого шедевра. Начатая кардиналом, Пинакотека сейчас - это 24 зала на двух этажах: Боттичелли, Леонардо, Тициан, картоны Рафаэля к ватиканской фреске «Афинская школа» (среди философов на картонах пока отсутствует Гераклит: мрачного Микеланджело в этой роли Рафаэль добавил в фреску позже) и многое другое. Здесь хранится «Корзина с фруктами» Караваджо, первый натюрморт в истории живописи, которому кардинал Федерико очень хотел подобрать в пару еще одну корзину, но так и не нашел для нее исполнителя, достойного равняться с Караваджо. «Букет» Япа Брейгеля, старшего сына великого Питера Брейгеля, по легенде, написан был сердобольным живописцем в оранжереях герцога Брюссельского для некой бедной женщины, прослышавшей про диковинные герцогские цветы, по не имевшей ни единого шанса их увидеть в натуре. Очень много Бернардино Луини, особо выделявшегося кардиналом Федерико среди учеников Леонардо - единственного из «леонардесков», кто не растерял весь порох после отъезда учителя и вовсю эксплуатировал особый, ангельский тип лица, изобретенный Леонардо. Его «Святое семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем» просто воспроизводит в красках знаменитый эскиз Леонардо из лондонской Национальной галереи, где Мария и Анна представляют собой какое-то двутелое трехногое чудище. Сам Леонардо представлен «Музыкантом»: долгое время холст считался портретом герцога Лодовико Моро, и соседний с ним «Женский портрет» Джованни Амброджо де Предиса (еще одного ученика) потому и висит рядом, что его также приписывали Леонардо, считая картины парным изображением супругов - герцога и его жены Беатриче д'Эсге.
|
|