|
Бенвенуто Челлини
Как и полагалось уважающему себя человеку Возрождения. Бенвенуто Челлини (1500-1571) умел все. Играть на флейте, стрелять из аркебузы, гранить алмазы, наживать врагов, избавляться от них (как правило, при помощи шпаги) и благополучно возвращаться к работе над очередной статуэткой или безделушкой: по основному роду занятий он вообще-то был ювелир. Впрочем, что бы Челлини ни делал, больше всего на свете он жаждал двух вещей.
Во-первых, богатства (ничего зазорного в том не видя: существовала специальная гуманистическая теория, прославлявшая деньги как средство создания Прекрасного).
А во-вторых, славы. Получилось у него, надо сказать, исключительно удачно. Страсть к золоту натолкнула ювелира на мысль присвоить немножко драгоценностей из выданных ему на сохранение папских сокровищ. История эта в конце концов всплыла наружу: Челлини посадили в тюрьму - причем не просто в тюрьму, а в замок Святого Ангела, считавшийся самой надежной крепостью на свете. В тот самый замок Святого Ангела, который Челлини в свое время оборонял от императорских ландскнехтов. Видимо, в те времена он основательно изучил планировку здания, потому что умудрился сбежать и добраться до Франции.
При дворе Франциска I ювелиру-авантюристу наконец удалось прославиться, но прижиться он не смог и там, так что пришлось возвращаться на родину - во Флоренцию, где Козимо I Медичи (родственник того самого Климента VII, что неосторожно доверил Челлини сокровищницу) засыпал непокладистого ювелира заказами и даже выставил его «Персея» на главной городской площади.
С «Персеем», правда, тоже все сложилось далеко не сразу. Во-первых, великий герцог утверждал, что отлить голову Медузы так, чтобы она свисала из руки Персея, попросту невозможно. А во-вторых, он не только не желал платить, но и собрался в случае неудачи обвинить скульптора в растрате (такая уж у Медичи пошла традиция). В общем, чтобы избежать беды, пришлось швырнуть в форму для отливки всю нашедшуюся в доме металлическую посуду, а огонь в печи, чтобы не погас, подпитывать мебелью.
Зато в результате: знаменитая статуя, деньги, почет и прекрасный эпизод для мемуаров, которыми, собственно, Челлини в основном и прославился: скульптурой во Флоренции никого не удивишь, а вот из замка Святого Ангела сбегал отнюдь не всякий.
|
|