|
Церковь Сан-Лоренцо
Над парусиновыми крышами рыночных лотков виднеются внушительные серо-коричневые стены - церкви Сан-Лоренцо, этакий мемориальный комплекс имени Медичи в комплекте с мавзолеем. Самое удивительное - это как одна-единственная семья умудрилась собрать в одной-единственной (причем не очень большой) церкви такое количество знаменитых имен, драгоценных материалов и почитаемых реликвий (для демонстрации которых Микеланджело построил даже специальный балкон над главным порталом).
Меж тем изначально это была малюсенькая и непритязательная церквушка вне городских стен. Святой Амвросий освятил се, будучи во Флоренции проездом в 393 году, и некоторое время там даже служил епископ. Но потом кафедральным собором стала Санта-Репарата, а Сан-Лоренцо почти набросили - до тех пор, пока среди прихожан не появились Медичи. Стоило их банку превратиться в успешное предприятие, как на Сан-Лорснцо дождем посыпались благодеяния. Отец Козимо Старшего, Джованни ди Биччи, в 1419 году нанял для постройки нового здания Брунеллески. Дело, правда, продвигалось крайне медленно: архитектор постоянно отвлекался на купол Дуомо и закончить успел одну только Старую сакристию - одно из тех немногих мест, где становится понятно, что имели в виду возрожденческие теоретики, когда пели дифирамбы пропорции. Через несколько лет Донателло добавил туда лепных и бронзовых украшений вроде херувимов, святых, евангелистов и фигурных дверей, а на потолке появилось изображение звездного неба. И еще в Старой сакристии решили похоронить заказчика собора, Джованни ди Биччи (они с супругой лежат в центре сакристии, под мраморной столоподобной плитой), и его внуков, Джулиано и Пьеро (для них надгробие делал Андреа Верроккьо).
Весь остальной интерьер (который за Нрупеллески доделывал Антонио Манетти) впечатляет поначалу куда меньше, особенно по сравнению с яркими и веселыми средневековыми храмами, с их расписными стенами и разрисованными балками. Здесь же концепция заключалась, наоборот, в том, чтобы избавиться от неуместно-безвкусной (на возрожденческий взгляд) пестроты: весь дизайн состоял из темно-серого камня па светло-сером, золотых вкраплений на потолке да нескольких ярких пятен в виде рассеянных но разным капеллам картин.
|
|