|
Палаццо Антинори и палаццо Ручеллаи
Улица Торнабуони - самое фешенебельное место Флоренции. Семья, в честь которой названа улица, принадлежала к числу славнейших в городе - панские банкиры, родственники Лоренцо Великолепного. Во времена Медичи сюда перебрались и другие благородные семейства, так что обе стороны улицы оказались застроены роскошными дворцами. А в XVIII-XIX веках, когда Италию наводнили англичане с бедекерами, тут находились самые лучшие отели и самые модные кафе, в которых ежеутренне собирался местный бомонд. Теперь отели переехали, кафе позакрывались, а на их месте оказались сплошные бутики. Получилась флорентийская авеню Монтенаполсоне.
Начинается улица с палаццо Антинори. Первый владелец здания, банкир Джованни Бонн, разорился еще в xv веке. Дворец перешел к Лоренцо Великолепному, тот продал его своим соседям Мартелли, а Мартелли, в свою очередь, - маркизам Аптипори. Которые и обитают там до сих пор, так что внутрь не пускают, а зайти можно только в винный бар на нервом этаже. Или в семейную капеллу, где хранится «Распятие» Филиппе Липпи, -она находится в стоящей напротив дворца церкви Сан-Гаэтано. Кстати, там же стоит взглянуть на барельеф XIII века с архангелом Михаилом в чистилище, а во второй капелле слева - на «Мучения святого Лаврентия» Пьетро да Кортоны (1635)-
Если свернуть с улицы Торнабуони на улицу Винья-Нуова, там обнаружится палаццо Ручеллаи с застекленной лоджией (арх. Бернардо Росселлино по проекту Леона Баттисты Альберти, 1446-1451). Владельцами были сказочно богатые купцы, нажившие состояние на исключительно яркой и устойчивой красной краске, изготовлявшейся на острове Майорка из местных лишайников; краска называлась «оричелло», откуда и пошла фамилия. Видным гражданам следовало иметь подобающую статусу роскошную резиденцию. В те времена это означало очередное (только, может быть, еще более громоздкое) подражание палаццо Мсдичи-Риккарди. Но Ручеллаи пошли другим путем: заказали проект архитектору Альберти, который считал, что стиль Микелоццо годится лишь для тиранов и пижонов. Настоящий же дворец должен был, по его мнению, подражать древнеримским образцам. И палаццо Ручеллаи превратилось в изящный коллаж из античных ордеров. Во Флоренции этот опыт так и остался единственным, но в Риме стал предметом повального увлечения в XVI веке. Дворцовая часовня украсилась фантастически восточными вариациями на тему храма Гроба Господня в Иерусалиме - эдакой архитектурной сказкой из «1001 ночи».
|
|