|
Интерьер базилики Санта-Кроче
Роспись покрывала и основные стены. К сожалению, почти вся она была замазана по мере того как выходила из моды: сначала в XVI веке, потом в эпоху Просвещения.
Однако кое-что все же сохранилось: в капеллах Барди и Перуцци справа от главного алтаря удалось открыть фрески самого Джотто, в сакристии и в правой оконечности трансепта - его лучшего ученика Таддео Гадди, а от еще одного ученика, Мазо ди Банко. осталась история святого Сильвестра в капелле Барди ди Вернио - крайней слева на алтарной стене. Наконец, сын Таддео, Аньоло Гадди, расписал капеллу Кастеллани (первую в правой части трансепта), где собирались миряне - последователи святого Франциска (в числе которых был и Данте). Кстати, учился Данте тоже здесь - в Теологической школе при монастыре Санта-Кроче. Много десятилетий она считалась лучшей в городе: это видно хотя бы по тому, что до папского престола дослужились четыре ее выпускника - Лев X, Сикст IV, Сикст V и Климент XIV. Дай библиотека здесь была выдающаяся: она уступала разве что коллекции Медичи. Когда монастырь в XIX веке закрыли, Национальной библиотеке одних только рукописных кодексов передали чуть менее восьмисот.
При Медичи, естественно, столь видную церковь тоже не обошли вниманием. Козимо Старший в 1445 году заказал своему любимому архитектору Микелоццо большую капеллу рядом с сакристией. Но всех переплюнул банкир Андрея I Гацци: он решил превратить свою семейную капеллу и отдельное здание. Более того, заказал проект самому Брунеллески. В результате получилась вариация на тему Старой сакристии в Сан-Лоренцо: та же игра с пропорциями, то же искусное сочетание квадратов и окружностей, те же терракотовые люнеты, те же ангелочки (только в исполнении Дезидерио да Сеттиньяно, а не Донателло), опять ночное небо на потолке (только вместо звездной карты изображены знаки зодиака). Попасть в капеллу Пацци можно через Музей Санта-Кроче, посмотрев заодно на «Древо жизни» и «Тайную вечерю» Таддео Галди, разрозненные фрагменты «Ада» и «Триумфа смерти» Орканьи, сильно поврежденное наводнением «Распятие» Чимабуэ и бронзового Людовика Тулузского -первую истинно ренессансную работу Донателло.
|
|