|
Дворики монастыря Санта-Мария
Наиболее древний из них - Зеленый дворик. Никакой особой растительности там нет, название дворику дали фрески Паоло Уччелло, краски для которых делались па зеленой основе. Современники особенно хвалили те из них, что посвящены Всемирному потопу (правая от входа стена). Под арками Зеленого дворика имеется дверь в музей (фрески Андреа Орканья, сбитые со стен вокруг главного алтаря, теперь вывешены в капелле семейства с веселой фамилией Убриаки - «пьяные») и проход, ведущий в капеллу Спаньоли. Строили ее под капитальную залу. Но в 1566 году для брака с Козимо I во Флоренцию прибыла Элеонора Толедская. Капеллу выделили свите принцессы для религиозных служб и переименовали в Испанскую. Среди историков архитектуры капелла известна, во-первых, благодаря величине: это одно из самых больших сводчатых помещений, построенных без колонн (1 812 м). А во-вторых, благодаря тому, что на ее правой стене изображен купол Санта-Мария-дель-Фьоре в том виде, в каком его предлагал возводить автор росписи, Андреа ди Бонайуто. Вообще же фрески содержат в себе целую теологическую программу: на них фигурирует Воинствующая церковь, главные орудия которой - псы Господни, доминиканцы, - охраняют паству от волков-еретиков, и напротив -церковь Торжествующая (в этой части изображены главные персонажи тогдашней хроники: короли, папы, епископы, а также Чимабуэ, Джотго, Арнольфо ди Камбио, Данте и Боккаччо).
Следующий дворик – Мавританский, с фресками флорентийской школы XIV века и надгробной плитой Твирины Маджотти Мочении, адресатки стихов Уго Фосколо. Оттуда теоретически можно попасть в Большой двор и Папскую капеллу. Капелла эта - единственное, что осталось от покоев, которые Лоренцо Гиберти возвел к визиту папы Львах, первого Медичи на ватиканском престоле. По случаю этого визита в городе развернулось бурное строительство; в частности, возвели и палаты при монастыре Сапта-Мария-Новелла, где проходили в 1439 году заседания Флорентийского собора и где скончался константинопольский патриарх Иосиф (его пришлось хоронить здесь же, в соборе). Обидно, что пускать туда карабинеры чаще всего отказываются. Но если все же удастся договориться, сможете увидеть фрески молодого Понтормо и Ридольфо дель Гирландайо.
|
|