|
Помпеи. Термы на Форуме, дом Фавна
К северо-западу от храма Аполлона находятся термы на Форуме. После землетрясения 63 г. они единственные продолжали исправно функционировать. В построенных при диктаторе Сулле термах были женское и мужское отделения, каждое из которых состояло из аподитерия (раздевалки) и залов - фригидария (с холодной водой), тепидария (с теплой водой) и кальдария (с горячей водой). Здесь можно увидеть оригинальные системы водоснабжения и отопления и полюбоваться фрагментами декоративной росписи, украшавшей своды и стены.
Северный фасад терм выходит на главную античную ось Помпеи Via Terme-Via della Fortuna-Via di Nola. На близлежащих улицах сохранилась типичная для римского города застройка: от доходных «многоквартирных» домов бедноты (инсул) до роскошных частных особняков, занимающих порой целый квартал с перистилями, фонтанами и богатым декором комнат. Напротив терм стоит дом Трагического поэта со знаменитым мозаичным полом перед входом, на котором изображен цепной пес и написано «cave canim» («Осторожно, злая собака!»). Чуть восточнее на Via della Fortuna - дом Фавна, слава которого связана, прежде всего, с маленькой бронзовой статуэткой «Танцующий фавн» ~ шедевром античной скульптуры, украшавшей один из перистилей дворца аристократа. Здесь же найдена знаменитая мозаика «Битва Александра Македонского с Дарием» (хранится в Археологическом музее Неаполя). Пройдя два квартала на север можно осмотреть дом Аполлона, а свернув на первом перекрестке на восток на Vicolo di Mercurio- дом Веттиев. Это ценнейший памятник помпейской живописи (выделяется три различных «помпейских» живописных стиля) и «музей быта» зажиточных горожан. По окончании раскопок здание нуждалось лишь в незначительной реставрации, после которой предстало в первозданном виде. Великолепен перистиль, где высажены те же растения, что и 2000 лет назад, прекрасны росписи на мифологические темы («Ариадна и Дионис», «Геракл, удушающий змей») и фриз с изящными миниатюрами «Амуры, занятые работой». Ошеломляющее впечатление на неподготовленного человека производит расположенное у входа изображение Приапа с весами в руке, на одной чаше которых мешочек золота, а на другой - громадный фаллос. К этому органу жизнелюбы-помпейцы относились с почтением. Считалось, что изображение мужского детородного органа способно отогнать злых духов. Сакральными целями некоторые исследователи объясняют назначение небольших изображений фаллосов, вырезанных на помпейских мостовых. Но правы скорее те, кто считает их указателями на ближайший бордель (лупанарий), к которому от дома Веттиев ведет на запад Vicolo Storto.
|
|