|
Станцы Рафаэля
Эти помещения (станцы — комнаты) существовали уже при папе Николае V (1447-1455 гг.) и составляли часть папского дворца. Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где все еще витала тень ненавистных Борджа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это три сравнительно небольших помещения (примерно 9x6 м), расписанные в 1508-1517 гг. Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом, в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью, общей гармонией. Станца дель Инчендио ди Борго — последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514—1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва X. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго». Легенда рассказывает, что, когда в Борго, районе, примыкавшем к папскому дворцу, в 847 г. произошел пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающеюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора Св. Петра, причем со старым фасадом, еще существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.
Станца делла Сеньятура была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи — духовная деятельность человека; фрески представляют четыре ее области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие.
Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы; Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Подпись Рафаэля у ворота его одеяния.
|
|