|
Достопримечательности Ассизи
Базилика. Св. Франциска. Первый камень базилики заложил Папа Григорий IX 17 июля 1228 г. - на следующий день после канонизации святого Место для строительства выбрали на скалистом обрыве между долинами рек Тешо с севера и Сполето с юга. Когда-то этот холм, еще не входивший в черту города, называли «Адской горой», поскольку здесь казнили преступников, а когда похоронили останки Франциска Ассизского, холм стали называть «Райской горой». Богатые горожане подарили этот участок земли ордену миноритов (францисканцев), но тогда еще устав не позволял братьям иметь собственность - участок и построенная на нем церковь стали собственностью Ватикана и принадлежат ему по сей день. Двухэтажное сооружение задумывалось как церковь-мавзолей: место хранения мощей святого должно было стать и местом молитв, местом приобщения к истинной вере. В плане постройка имеет Т-образную форму. Простая, скромная Нижняя базилика представляет собой одновременно склеп для саркофага и фундамент здания. Возведенное на нем здание храма и расположенная рядом колокольня выполнены в романском стиле, черты готики просматриваются лишь во входном портале с окном-розой. Строительство Нижней базилики велось два года и завершилось в марте 1230 г., после чего в нее перенесли останки святого. Сейчас в склеп под главным алтарем, где хранятся мощи, можно спуститься по одной из двух лестниц в середине нефа. Раньше туда вел узкий подземный ход, который заделали по приказу Папы Евгения IV: во времена борьбы между городами-коммунами победители нередко забирали у побежденных мощи святых. Подземный ход вновь открыли в 1818 г., в 1820 г. официально подтвердили, что в усыпальнице захоронен Франциск Ассизский. Нынешний суровый и бедный украшениями склеп, словно призывающий посетителей к сосредоточенности и молитве, создан в 1925-1932 гг. арх. Уго Тарки. В четырех стенных нишах с решетками покоятся урны с прахом учеников св. Франциска: Леоне, Руфино, АнджелоТанкреди и Массео. В украшении храма принимали участие известнейшие художники ХИ1-Х1У вв. На фресках «Райского свода» (на парусах над главным алтарем) изображены аллегории добродетелей ордена. Фрески принято считать работой Джотто или одного из его учеников, которого называют «Мастером парусов??, поскольку настоящее имя его неизвестно. Джотто с учениками создал фрески капеллы Магдалены («Не тронь меня!» и др.) и большой арки поперечного нефа (особое внимание следует обратить на «Рождество», «Бегство из Египта» и «Распятие»). В правом трансепте - прекрасная фреска «Мадонна с младенцем на троне, окруженная четырьмя ангелами, и св. Франциск» учителя Джотто, Чимабуэ. Принято считать изображение Франциска Ассизского на этой фреске портретным. Сиенский художник Симоне Мартини (XIV) расписал капеллу Сан-Мартин; им же выполнены 5 фигур святых справа от арки, ведущей в капеллу Сан-Никола. Другой известный сиенский художник, Пьетро Лореицетти написал фрески левого трансепта («Распятие» и др.) и необычайно выразительную «Мадонну заката». Она называется так потому, что в закатные часы освещается лучами солнца, проникающими в расположенное напротив окно. На стенах продольного нефа после недавней реставрации обнаружены первые фрески базилики, приписываемые либо художнику Дж. Пизано, либо «Мастеру св. Франциска». По одной из лестниц можно подняться в Верхнюю базилику
|
|