Треченто - Проторенессанс (вторая половина XIII в. — XIV в.)
Изменения в искусстве прежде всего отразились в скульптуре. В работах мастера Никколо Лизано (1220-1278 гг.) (рельефы кафедры баптистерия в Пизе) уже прослеживается явное влияние античности. Затем в монументальной живописи — в мозаиках и фресках Пьетро Каваллини (1250-1330 гг.) (римские церкви Сайта Мария ин Трастевере и Сайта Чечилия ин Трастевере).
Но настоящий прорыв в новую эпоху совершил мастер Джотто (1276-1337 гг.). Из его работ лучше всего сохранились фрески капеллы дель Арена, или капеллы Скровеньи, в Падуе. Вместо разобщенности отдельных фигур, свойственной средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, передав сложную внутреннюю жизнь героев.
Вместо условного золотого фона византийских мозаик Джотто вводит пейзажный фон. Фигуры обретают объем, появляется трехмерное пространство. Джотто вводит в свои изображения бытовые сцены. В области архитектуры первым мастером, отступившим от средневековых традиций в зодчестве, был флорентийский архитектор Арнольфо ди Камбио (ок. 1245-1310 гг.) (собор Сайта Мария дель Фьоре, палаццо Веккьо, церковь Сайта Кроче, лоджия рынка Орсамикеле).
|