|
Кватрочество – Раннее Возрождение (XV в.)
Флорентийская школа. Архитектура приобретает черты конструктивной ясности, легкости, античной простоты, гармонии и соразмерности. Множество идей, которые были впервые опробованы зодчими Кватроченто, получили долгую жизнь и дальнейшее развитие в мировой архитектурной практике. Самыми знаменитыми архитекторами флорентийской школы были Филиппе Брунеллески (1377-1446 гг.) (купол собора Санта Мария дель Фьоре, Воспитательный дом, капелла дей Пацци), Леон Баттиста Альберти (1404-1472 гг.) (сформулировал принципы классической архитектуры). Четкость этажного членения, рустовка, большая роль пилястр, сдвоенные (парные) окна, подчеркнутый карниз — характерные черты дворцов Ренессанса, ставших примером для подражания в эпоху эклектики. Одним из «отцов Возрождения» считается Донато ди Никколо (Донателло) (1386-1466 гг.), создавший знаменитого «Давида» и первый конный монумент Возрождения — статую Гаттамелаты. Использовав лучшие традиции искусства Средневековья, изучив античную пластику, Донателло воплотил в своем искусстве образы, полные глубокой человечности и подлинного реализма. Другой, не менее известный флорентийский скульптор этого периода Андреа ди Чоне (дель Вероккьо) (1435-1488 гг.), автор еще одного «Давида» и еще одной прославленной конной статуи Бартоломео Коллеони. Он был учеником Донателло и наставником Леонардо да Винчи. Ведущая роль в живописи принадлежит Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди (Мазаччо) (1401-1428 гг.), который первым решил главные проблемы Кватроченто — линейную и воздушную перспективы. Целый ряд художников вслед за Мазаччо продолжили дело, начатое Джотто и Мазаччо, решая проблемы линейной и воздушной перспективы, изучая анатомию человеческого тела, — это Паоло ди Доно (Учелло) (1397-1475 гг.), Андреа дель Кастаньо (1421-1457 гг.). Не менее значительной фигурой флорентийского Кватроченто был Сандро Боттичелли (1445-1510 гг.). Любимец Лоренцо Медичи (Великолепного), сторонник идей гуманизма, он писал картины в романтическом стиле («Рождение Венеры», «Весна»). Позже, увлекшись проповедями Савонаролы, резко меняет стиль и направление творчества («Рождество Христово», иллюстрации к «Божественной комедии» Данте).
|
|