|
Искусство Римской Республики
После завоевания Балканского полуострова римляне лучше познакомились с греческим искусством, которое почитали за образец. Во II в. до н.э. греческий язык стал обычным в высшем обществе. Прекрасные греческие статуи украсили общественные здания Рима, жилые дома и загородные виллы. Тогда же появилось множество копий с греческих оригиналов. Но практичным римлянам была непонятна романтика этой античной культуры. Утилитарность мышления римлян сказалась прежде всего в архитектуре. Наследники Ромула больше заботились об удобстве, чем о красоте, может быть, поэтому из сооружений республиканского периода лучше других сохранились именно технические объекты — мосты, дороги и акведуки. По самой древней в Европе мощеной дороге виа Аппия, построенной в IV в. до н.э., даже сегодня ездят современные автомобили. Начиная со II в. до н.э. римляне стали возводить длинные, иногда тянущиеся на десятки километров акведуки, т.к. снабжение Рима водой с Альбенских гор было одной из главных задач. Эти инженерные сооружения удивительно красивы и рациональны, их остатки до сих пор можно встретить в разных частях Европы.
Римляне не были изобретателями бетона, но они сделали его базой своей строительной индустрии, открыв миру его беспредельные возможности. В культовом зодчестве римляне чаще использовали греческий тип храма в том случае, когда алтарь находился на улице. Если же, согласно религиозному обряду, ритуальный огонь должен был гореть неугасимо, то над жертвенником строили особый, круглый в плане храм, обнесенный колоннами. Как правило, такие типично римские сооружения посвящали богине Весте. Более других известны храмы Весты на Бычьем форуме (I в. до н.э.) и на Римском форуме (200 г. н.э.). Скульптурный портрет — одно из величайших достижений римского искусства. Здесь мастерам удавалось передать неповторимую индивидуальность модели. Вероятнее всего, они брали за образец реалистичную манеру этрусских мастеров. К тому же сами римляне имели древний обычай выставлять в домах скульптурные изображения своих предков. Восковые или гипсовые слепки этих посмертных портретов-масок бережно хранились и выносились во время некоторых торжественных процессий. Подобный обычай научил римских скульпторов точной передаче черт человеческого лица. В I в. до н.э. бронзу как основной материал в скульптуре сменил мрамор. Первые мраморные портреты характеризуются некоторой чрезмерной детальностью и сухостью, но со временем натуралистичность уступает художественному обобщению. В республиканский период особой популярностью пользовались скульптурные изображения в полный рост, такие произведения как нельзя лучше передавали образ гражданина республики. Поза героя проста и естественна, жест полон достоинства, в лице нет идеализации. Фигура облачена в тогу, отсюда условное название таких скульптур — «тогатус».
|
|