|
Искусство Италии XVII в.
Центром развития искусства барокко на рубеже ХVII - ХVIII столетий был Рим. Мастера барокко порывают со многими художественными традициями Возрождения, с его гармоничными, уравновешенными объемами. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и целые улицы. Доменико Фонтана применяет впервые в истории градостроительства трехлучевую систему улиц. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках схода лучевых проспектов и в их окончании, создают почти театральный эффект уходящей вдаль перспективы. На смену статуе как организующему центру площади приходит устремленный ввысь обелиск или фонтан, украшенный скульптурой. Блестящим мастером решения городского пространства в стиле барокко был Джанлоренцо Бернини (1598-1680 гг.) (пьяцца Навона с тремя фонтанами, главный из которых посвящен четырем рекам; колоннада на площади перед собором Св. Петра). В качестве придворного архитектора римских пап он возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись в Риме. В культовом зодчестве зрелого барокко усиливаются пластическая выразительность и динамичность. Прямые плоскости сменяются выгнутыми, чередование изогнутых поверхностей усиливает пластический эффект. Разные материалы (цветной мрамор, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись, насыщенная визуальными эффектами, прихотливость архитектурных объемов — все это было направлено на усиление художественной выразительности. В живописи Италии на рубеже ХVII-ХVIII вв. возникают два главных художественных направления. Одно из них, получившее название «болонский академизм», связано с творчеством братьев Карраччи, другое — с искусством самого крупного художника Италии XVII в. Караваджо. Братья Карраччи — Аннибале (1560-1609 гг.), основоположник современной карикатуры, Лудовико (1555-1619 гг.) и Агостино (1557-1602 гг.) — организовали в Болонье «Академию направленных на истинный путь». Главным принципом их творчества было преобразование натуры в соответствии с классическими нормами, так чтобы она стала достойным предметом изображения.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610 гг.) — художник, давший наименование мощному реалистическому течению в искусстве, которое обрело последователей по всей Европе. Он является основоположником нового живописного стиля, основанного на контрастах света и тени, монументальности и тщательной проработке деталей. Подобные приемы создают атмосферу внутренней напряженности и драматизма.
В XVII в. Италия еще сохраняла ведущее положение в искусстве Европы, но с XVIII в. начался упадок, причины которого лежат в исторической судьбе Италии, очень сложной в XVIII в.
|
|