Что пришло к нам из Древнего Рима
Мы живем, используя достижения и открытия предыдущих поколений, но редко вспоминаем, откуда что пошло. Вот несколько примеров наследия древних римлян.
Римские фонтаны
Слово «фонтан» происходит от латинского fontis («источник»); в древнеримских фонтанах вода не била струями вверх, а стекала. Вода по акведукам поступала в многочисленные фонтаны, которые в те времена существовали отнюдь не ради красоты: они имитировали источники, и жители брали из них воду. Кстати, жители Рима почти не знали желудочных заболеваний, поскольку вода, подававшаяся со склонов местных холмов, проходила тройную очистку через угольные, песчаные и травяные фильтры. Римляне всегда ценили воду. К IV в. в Риме действовало около 800 фонтанов и свыше 100 общественных бань.
Римские мосты и дороги
Во времена Римской республики стали прокладывать дороги с твердым покрытием. Постоянно воевавшим римлянам с наступлением сезона дождей не хотелось останавливать движение легионов - они стали мостить дороги камнем.
Первую дорогу между Римом и Капуей начал строить цензор Аппий Клавдий. Для ее завершения потребовалось свыше 100 лет. Спустя 900 лет историк Прокопий назвал Аплиеву дорогу одним из чудес света: ни один камень не был разрушен и даже не истерся. Она используется и сейчас, а на отдельных ее участках сохранились следы римских повозок. Расстояние между колесами римских повозок (около 143 см) стало модулем ширины рельсового пути для многих железных дорог, так как испытания первых поездов проводились в шахтах и рудниках, построенных еще римлянами.
Вдоль дорог через тысячу двойных шагов устанавливались мильные камни (столбы). Протяженность римской мили составляла около 1500м.
Правила дорожного движения
Уличное движение в Риме было довольно интенсивным, и за его регулирование взялся Юлий Цезарь. Чтобы избежать столкновений транспорта, были введены улицы с односторонним движением. Проезд частных колесниц и повозок по Риму днем был запрещен. Приезжие должны были оставлять свой транспорт за городскими стенами.
Функции ГИБДД осуществляли специальные службы. Они следили за тем, чтобы водители колесниц и повозок не устраивали драк на улицах, доказывая свое право проехать первым. Скороходам вменялось в обязанность перекрывать движение на перекрестках для беспрепятственного проезда хозяев.
В Риме существовал и платный общественный транспорт. Когда повозка проезжала 5 тысяч шагов, из одного ящичка «таксомотора» в другой перекладывалось по одному камешку. Прибыв в нужное место, возница и пассажир вместе подсчитывали камешки, а затем производили денежный расчет.
|