|
Сцены из жизни Христа в Сикстинской капелле.
«Крещение Христа», Перуджино и Пинтуриккьо. «Искушение Христа и очистительная жертва прокаженного», Боттичелли; изобразив на заднем плане римскую больницу Санто-Спирито, построенную по приказу Сикста IV, художник отдает дань уважения папе. «Передача ключей апостолу Петру», Перуджино; эта фреска является в Сикстинской капелле лучшей среди уже рассмотренных нами.
В 1508 г. папа Юлий II уговорил Микеланджело {который в то время считал себя только скульптором) заняться росписью свода Сикстинской капеллы. Эта был поистине титанический труд: в течение четырех лет (работа была завершена в 1512 г.) Микеланджело один, без помощников, лежа на лесах, расписал плафон площадью, превышающей 500 кв.м. Более двухсот персонажей образуют своеобразную вселенную — одновременно библейскую и человеческую.
Воспроизведенная средствами живописи архитектура вместе с реальными архитектурными формами позволяет четко организовать композицию, создать целый воображаемый мир. Творение Микеланджело — это гимн человеку, прославление его телесной и духовной красоты, его мудрости и творческой силы. Сикстинский плафон принадлежит к числу самых совершенных созданий мирового искусства. Вдоль всего свода в центральной его части размещены девять композиций с эпизодами дней творения и жизни первых людей на земле, «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама» — эта композиция единодушно признается лучшей, - «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя».
По углам каждой из пяти меньших по размеру центральных композиций — прекрасные сильные обнаженные юноши, изображенные в разных позах, словно воплощающие радость жизни. Они как бы венчают колонны тронов, на которых сидят пророки и сивиллы.
Пророки и сивиллы — это образы людей титанической силы и ярких страстей, каждый из которых обладает своим характером. Ливийская сивилла изображена в резком повороте, а напряженной позе. Юный пророк Даниил порывист, энергичен, полон творческого горения. Кумекая сивилла обладает необыкновенной мощью и силой. Одухотворенный Исайя погружен в раздумье. Молодая Дельфийская сивилла прекрасна и полна вдохновения. Старец Захария углубился в книгу. Иоиль мудр и сосредоточен. Спокойная и величавая Эритрейская сивилла готовится перелистать книгу. Исступленный Иезекииль вопрошает, ищет ответ. Персидская сивилла — старуха, близко подносящая книгу к глазам. Иеремия застыл в трагическом горестном раздумье. Иона с обличающим жестом в сильном движении откинулся назад.
В треугольных распалубках и полукруглых люнетах около окон изображены жанровые сцены, так называемые предки Христа.
Четыре сцены на библейские сюжеты размещены в угловых треугольных парусах: «Медный змий»; «Юдифь и Олоферн»; «Давид и Голиаф»; «Наказание Аммана».
|
|