|
Маджента
Проспект Маджента проложил не кто-нибудь, а сам Леонардо да Винчи, озаботившийся сооружением прямой дороги из центра к церкви Санта-Мария делле Грацие, то есть к хранилищу своей главной работы - «Тайной вечери». Он же придумал разделить улицу на три полосы: для людей, для лошадей и для воды. Правда, к хгх веку никакой воды уже не осталось, а обе стороны Леопардовой магистрали стали застраиваться богатыми домами.
Район между площадью Копчилиационе и улицами Ариосто, Реверс и Саффи оказался целиком занятым зданиями в стиле модерн. Из них стоит обратить внимание на два: дом Бинды, где до сих пор работает старинный лифт с хромированными украшениями и красными бархатными подушками на скамеечке, и дом Донцелли, спроектированный будущим создателем Центрального вокзала Улиссе Саккини и украшенный лучшим местным декоратором рубежа веков Алессандро Мацукотелли. А если вы очень любите модерн, то можно взглянуть еще на дом Агостини, дом Дуньяни и дом Кастелли.
Однако самое главное тут, безусловно, не модерн, а «Тайная вечеря» Леонардо в церкви Санта-Мария делле Грацие, точнее - в трапезной стоявшего здесь монастыря (фреска на этот сюжет в обязательном порядке украшала трапезные всех итальянских монастырей). Леонардо начал работать над ней в 1495 году по заказу главного миланского мецената Лодовико Моро. Работа шла целых два года, причем по ходу дела была изобретена совершенно новая техника: художник писал темперой по сухой гипсовой штукатурке. К сожалению, эксперимент оказался неудачным; видеть все цвета сразу, не дожидаясь, пока высохнет основа, и устраивать произвольные перерывы, не задумываясь о состоянии грунта, было, конечно, удобно, но зато краски очень быстро стали разрушаться из-за сырости. «Тайную вечерю» приходится фактически непрерывно реставрировать вот уже много столетий (хотя есть надежда, что последняя попытка закрепить темперу на стене все-таки увенчалась успехом).
Так или иначе, техническое нововведение давало Леонардо возможность неделями рыскать по городу, подбирая подходящие типажи для позирования и делая сотни набросков. Ученые до сих пор обсуждают, с кого списан тот или иной персонаж. В Иуде, например, видят то Лодовико Моро, то надоедливого монастырского настоятеля.
|
|