|
Савонарола
Фра Джироламо Савонарола (1452-1498) был личностью харизматической и очень неприятной. Все то, чему люди дивились во Флоренции в XV веке, его не устраивало. Книги (особенно стихи), картины (особенно женские портреты) и украшения (особенно с драгоценными камнями) вызывали у Савонаролы реакцию едва ли не аллергическую. Причем даже в те времена, когда он еще не был монахом, а изучал в Феррарском университете теологию и вздыхал по некоей Лаудомии Строцци. Потом родители девицы дали ему от ворот поворот - несчастному искателю семейного счастья и божьего откровения ничего не оставалось, кроме как податься в монахи, и Савонарола стал доминиканским проповедником. Поначалу пророчества его особого успеха не имели. Вокруг был Ренессанс: пышные празднества, роскошные костюмы, великолепные пиры под утонченные беседы и прочие радости жизни. Естественно, мало кому хотелось слышать, что все это разврат и от лукавого, что грядет чума, война и конец света и что следует не ловить мгновение, а предаваться посту и самобичеванию. Однако Савонарола не сдавался. В конце концов ему удалось не только приобрести себе сторонников (которых современники окрестили «плаксами»), но и стать приором Сан-Марко. Устроившись в богатом, опекаемом Медичи монастыре, новый приор с пеной у рта накинулся на своего соседа и благодетеля - Лоренцо Великолепного, который не только покорно терпел нападки, но даже вызвал было Савонаролу к своему смертному одру (тот, правда, потребовал, чтобы Медичи навеки отреклись от власти, и Лоренцо пришлось получать отпущение грехов от другого священника).
После смерти Лоренцо Савонарола со своими плаксами переместился в кафедральный собор и, основательно запугав впечатлительных флорентийцев, добился изгнания Медичи и установления в городе теократического террора. Называлось это «республикой Христовой» и напоминало коммунистическую утопию: граждане обязывались не только поститься, но и следить друг за другом. Специальные отряды юных савонарольцев рыскали по улицам и изымали запрещенную языческую литературу, а также богопротивные предметы вроде карт и зеркал. Все это отправлялось прямиком в огонь. И ничего бы потомкам не осталось, если бы Савонарола не схлестнулся с папой Александром VI Борджа, которого объявил - не больше и не меньше - исчадием ада. Папа (и вправду небезгрешный) сначала попытался проповедника перекупить. Но доминиканец остался не преклонен, и пришлось отлучить от церкви и его, и - заодно - весь город. Изрядно замученные бичеванием и голоданием флорентийцы не выдержали: Савонаролу схватили, судили и сожгли. Но городу от этого сильно легче не стало: конца света, правда, не случилось, но чума и война продолжались до 1530 года.
|
|