|
Русские во Флоренции
Знаменитых русских во Флоренции перегостило довольно много. Во-первых, здесь и 1868 году дописывал «Идиота» Достоевский (о чем имеется мемориальная доска). Итальянцы Достоевского страшно любят, доской гордятся, а флорентийцы даже назвали в его честь проспект. Во-вторых, жил здесь Майкопский - в весьма живописном месте, на улице Сан-Леонардо. Его знают гораздо хуже, но доска тоже висит - с полумаразматическим текстом: из русских, дескать, степей да в тосканские холмы. Многие приезжали ненадолго (Блок, например, в 1909 году. И в стихах, и в дневнике ужасно ругался), А некоторые покупали недвижимость и оседали насовсем. Например, палаццо Монтаути-Пикколини приобрел в 1824 году Дмитрий Петрович Бутурлин, известный московский библиофил, друг Василия Львовича Пушкина, Вяземского и Карамзина. Его московское книжное собрание сгорело в пожаре 1812 года, но в Италии Бутурлин довольно быстро собрал не менее впечатляющую коллекцию. В частности, там была «Божественная комедия» с рукописными пометками, принадлежавшими, по легенде, самому Дайте. Примерно тогда же во Флоренции обосновался (в качестве русской! посланника) Николай Никитич Демидов - из тех сибирских горнопромышленников, которые поминаются в «Малахитовой шкатулке». Известен был тем, что два раза в неделю устраивал у себя французские спектакли с балами, а в другие дни пускать зевак поглазеть на свои коллекции - попугаев и малахита.
Сын его, Анатолий, был персонажем еще более колоритным. Во-первых, он меценатствовал. Во-вторых, приобрел но сходной цене маленькое княжество и стал князем Сан-Донато. В-третьих, женился па родной племяннице Наполеона и на правах родственника устроил на Эльбе дом-музей императора. А в-четвертых, поставил своему городу довольно аляповатый памятник под стеклянным навесом. В том же духе продолжал и унаследовавший состояние Павел Павлович Демидов, племянник Анатолия Николаевича: к княжеству прикупил ниллу в Пратолино, где Франческо I Медичи некогда приказал разбить «сад чудес» для своей любовницы Бьянки Капелло; вокруг памятника предку устроил целую площадь, она так и называется - пьяцца Демидофф, а на облицовку фасада кафедрального собора пожертвовал столько, что герб его (флорентийская лилия, скрещенная с сибирской киркой) был помещен там над центральным входом. После него Демидовы во Флоренции, к сожалению, перевелись. Зато поместье и конце концов попало в государственную собственность и сделалось доступным для публики.
А неподалеку от Демидовской площади, на улице Сан-Никколо, флорентийские власти подарили квартиру Тарковскому. Дело уже после «Ностальгии», но во время «Жертвоприношения». Сценарий к последнему фильму Тарковский писал в трехоконном кабинете под крышей, с видом на купол Брунеллески, где вдова нее собирается сделать музей. Флорентийцы, правда, пока что энтузиазма не проявляют.
|
|